Откуда произошло название «хохлы», и как относятся сами украинцы к нему

Само наименование украинского народы «хохлы» уходит корнями в XIV век, когда впервые начали появляться отряды казаков. В те времена было принято головы брить налысо, оставляя при этом прядь на макушке толщиною в 2-3 см. Этот локон напоминал собой хохолок или чуб, который заплетали в косу или же наматывали на ухо (обводили вокруг головы). Такая прическа многое значила для казака, по ней можно было определить, к какому он относится роду и имеет ли знатные корни.

Откуда произошло название «хохлы», и как относятся сами украинцы к нему

Возникновение оселедца (хохолка)

Хохолок, или как его называли сами казаки «оселедец», по сведениям историков имеет весьма древние корни. Возник он еще во времена кочевников, которые покоряли евразийские степи. Назывался он изначально «айдар». Тогда оставляли на макушке длинный чуб только женатые мужчины, те, у которых уже были дети. Молодым неженатым парням дозволялось ставлять только челку («кекил»).

Носили такую прическу в виде хохолка на макушке не только мужчины-украинцы, но и представители других племен (авары, татары, казахи). И при этом у всех такой чуб было запрещено выращивать ворам, беглым крестьянам, слугам и неопытным воинам. И огромным позором для мужчины было именно срезание пряди.

Как же правильно называется прическа

Мужчины-казаки прядь оставленных волос на голове называли оселедцем, что в переводе означает «селедка». Но русскоязычным это наименование было неясным, поэтому этот чуб они стали называть хохолок. Отсюда и произошло название самого народы «хохлы» — носящие хохолок. При этом звать так стали не только мужчин-казаков, но и женскую половину, не имеющих такую прическу. Сами же украинцы не приветствуют данное слово и считают его оскорблением.

Кого еще раньше называли «хохлами»

Русскоязычные раньше называли не только украинцев «хохлами», но и тех, кто проживал за Уралом. Объяснить это можно тем, что проживающие на юге Руси имели иное произношение. Для сибирских русских и живших в центральных районах Руси оно было непонятным, схожим с украинским говором. Поэтому их и стали приравнивать к украинцам, называя «хохлами».

Откуда произошло название «хохлы», и как относятся сами украинцы к нему

Значение оселедца для самих казаков

Оставленный оселедец для самих казаков имеет великое значение. Такой чуб раньше являлся гордостью мужчины, символизируя свободу народа. Мифов с такой прической существует немало. По одному из них казаки считали, что за оселедец Бог вытаскивает из ада пролившего много крови воина-казака. По другому мифу чуб являлся оберегом, защищающим от злой и нечистой силы. Сегодня же хохол потерял свое значение, но остался весьма популярным среди парней-украинцев.

Знали ли Вы происхождение этого слова?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 4
  1. Уточняю

    Смешали божий дар с яишницей.
    Хохол на голове носили не одну тысячу лет кочевники Великой степи. Казаки изначально происходили от половцев, поступивших на службу Золотой Орде для защиты купцов с востока от разбойников — ушкуйников из Новгорода Великого. Впоследствии в это сословие вливались представители разных групп и этносов. Это и те же ушкуйники, бродники (славянское население приазовских степей), черкесы, ранее называвшиеся черкасами и многие другие. Они унаследовали этот хохол от степняков. Уйдя от Орды после сражения на Куликовом поле, выдержав нашествие Тимура, приняв православие на рубеже 14 и 15 веков и появились казаки. Причём разделение на донских и днепровских долгое время было условно. Осев изначально на Дону, им пришлось под давлением Тимура мигрировать на Днепр, откуда часть из них вновь вернулась на Дон. Но и после этого неоднократно происходили новые миграции туда и обратно. Сами казаки не рассматривают тех и других в отдельности. Для них все во-первых казаки, а уж потом конкретнее откуда.
    Хохол на голове имел право носить не каждый, а только достаточно заслуженный, отличившийся казак. Это был знак принадлежности к элите.
    Во время восстания казака Хмельницкого в малороссии многие беглые крестьяне, желая обезопасить себя от выдачи панам выдавали себя за казаков, побрив голову соответствующим образом. Казаки были не в восторге от того, что крепостные пытаются стать с ними, со свободными, вровень. От них крестьяне и получили несколько пренебрежительное название «хохлы». После отделения гетманщины от польской украины мода у крестьян на чубы прошла. Осталось только название. Насмешливое, но не оскорбительное. Сам ещё в советское время (в 70-е, 80-е годы) неоднократно слыхал, как таким словом называли себя «украиноязычные» крестьяне. Оскорбительным это слово представил националистический режим государства украина для разжигания ненависти к соседям. Они же приравняли потомков крестьян к казакам и наделили всех без исключения «оселедцами». Новому режиму нужна была новая, альтернативная история. Таким путём, потакая всему этому, можно весь русский язык и русскую историю сделать задним числом оскорбительными. А как же тогда говорить? Извращаться, как в ЕС и США. Увольте, свой язык и прошлое нужно защищать.
    Понятие украинцы в современном смысле навязано из своих узкопартийных соображений, проигнорировавших историю большевиками. Исторически никаких оснований называть жителей малороссии и проживавших поблизости казаков общим названием не было. Впрочем и каждых по отдельности. Украинец в 16 веке значило, что это католик или униат от одноимённого названия польской колонии, что среди жителей малороссии было характерно только для панов — поляков и ополячившихся русских бояр и отсутствовало напрочь у казаков. Во времена Екатерины II, после покорения Тавриды смысл существования казаков на Днепре утратился. За время восстаний и войн к ним примкнуло немало крестьян. После решения о переселении казаков на Кубань от казачества отошла часть старшины, ещё при поляках желавшая стать дворянами, помещиками. Отошла и большая часть примкнувших крестьян, официально ставших вольными. Таким образом на Днепре казаков больше не стало. Но те их потомки, которые остались проживать в черкасских и запорожских степях никогда не считали себя единым целым с крепостными малороссии. Были также казачьи полки на гетманщине, которые состояли в основном из беглых крестьян под командой казаков. Их ещё до Екатерины казацкая старшина переписала как своих крепостных. При роспуске таких «казачьих» полков и преобразовании оных в гусарские, часть крестьян вновь стали крепостными, только теперь не поляков, а дворян, бывших казаков.
    Поэтому смешивая современные, надуманные, во многом необоснованные термины с похожими, но имевшими совсем другой смысл 500-600 лет тому назад, получаем ералаш.

  2. Татьяна

    у черкассов было принято не мыться, воин не должен смыва с себя славу, поэтому у этого смешанного со славянами народа исчезли бани. И бритая голова , как нельзя лучше помогала в борьбе с педикулезом. Также от черкассов было позаимствовано много слов и костюм. И изменился облик, черты лица перестали быть славянскими. Чернявые, кареглазые, горбоносые.

    1. Любитель истории

      Черкасами называли разных людей. Это и православные жители северного кавказа, приазовья, и тюрки из половецких степей. Казаки произошли и от тех, и от других. Те, которые христиане, в баню ходили. Обычай не мыться мог быть раньше у тюрок-кочевников. От них также и бритьё головы.
      В 20-х годах 17 века крестьяне, первые беженцы из малороссии, также называли себя черкасами, казаками, опасаясь выдачи шляхтичам. Так они именовались и в дошедших до нас документах того времени. Часть из тех крестьян могла быть потомками черкас, и при этом не казаками.
      Если речь идёт о крестьянах, то история с запретом мыться имела в 17 веке другое происхождение. Бани запрещала католическая церковь, а поляки-католики запрещали их своим малороссийским крепостным. Мыться приходилось тайно, в печи, в той, в которой готовили пищу и которая обогревала зимой. В нижней части её было пространство, в котором мог поместиться человек. Туда нельзя было войти и приходилось залазить, отсюда и название такой бани под печкой — лазня.

  3. Сакен Буранбаев

    Начну с имени казак. Казак это изначально название сословия у кипчаков и других тюркских племён. У кипчаков было деление на сословия: ханы, т.к. кипчаки это союз племён, у каждого крупного племени был хан, потом идут так называемые феодалы — нукеры, туленгеты и т.д. третьим сословием был сам народ, который имел свободный статус, который и дал название сословию: казаки — свободные люди. Когда пришли монголы, они первым делом уничтожили два верхних сословий, остался народ — казаки.
    У чингизидов была такая политика, они чтобы торговать с соседями стали принимать ту или иную религию — православие или ислам. Как-то пришёл к власти Узбек хан, он был фанатичным мусульманином, он потребовал от своих сородичей чингизидов других религий перехода в ислам. Православные чингизиды отказались подчиняться требованиям и переходить в ислам. Они откочевали в сторону Дона. Этим воспользовались казаки, т.к. для них чингизиды это чужеродное в среде тюрков. Симбиоз православных чингизидов и казаков и породил православных казаков. Те, кто не только не захотели больше подчиняться слабой центральной власти Золотой и принимать ислам, и стали называться казаками. Ну а те, кто приняли ислам, но не захотели больше подчиняться слабой центральной власти Золотой Орды, стали называться татарами. А те, кто приняли ислам и подчинялись стали называться узбеками. Так с распадом Золотой Орды появились три родственные друг другу народа — православные казаки, татары и узбеки. На востоке от Волги появились два государства — Ак Орда и Кок Орда. Кок Орду поглатила Ак Орда. В Ак Орде в своё время ханом был Барак хан, он был потомком Орда-Екче, старшего брата Бату хана. Этот Барак хан в одной из войн погиб и этим воспользовался Абулхаир хан, потомок Шайбани, младшего брата Бату хана. Против этого выступили сыновья Барак хана Жанибек и Керей султаны, они откочевали в сторону Могулистана и там создали своё государство — Казак Орду, и назвались казаками. Так появились казаки, исповедующие ислам. Симбиоз мусульманских чингизидов и восточных казаков породил ещё один народ, который был потомком кипчаков — мусульманские казаки. Также как и для западных казаков, восточным казакам была противна власть чингизидов, казаки стремились отмеживаться от наследия монголов в лице чингизидов. Что было не зря. Православные чингизиды, став казаками в последствии стали сближатся с Москвой, тоже самое повторили мусульманские чингизиды. Так два народа с одинаковым именем и разными религиями вошли в состав России. И только восточные казаки, то бишь и я в том числе, получили независимость. Став, таким образом нацией, т.е. народом, имеющий под собой одну главную основу — государство.
    Ну а теперь о хохлах. Хохол у кочевников с времён Тенгрианства олицетворял принадлежность к Тенгри, к Богу Вечного Неба и Солнца. Ведь лысая голова с хохолком повторял древний иероглиф, который означал солнце, а значит и самого Тенгри. Потом это значение было утеряно с принятием ислама. Осталось то понятие, которое было описано автором. Но с толь лишь разницей, что хохолок есть и у девочек, оно правда по другому называется. Оно бывает двух вида. Один в одну косу, другой в две косы, и голову у девочек не бреют и хохолок только на затылке. У мальчиков он называется или айдар или кекил, как описал автор.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector