Фестиваль уличного искусства «Здесь и сейчас» проводится по инициативе «Парка Зарядье», Департамента культуры Москвы и Мосразвития. Главная задача организаторов – продемонстрировать, как произведения современного искусства могут дополнять городскую среду, трансфоримируя и преобразуя ее в своеобразное арт-пространство.
Десять арт-объектов отобраны и размещены на улицах города. Примечательно, что в этом году выставка переместилась из центра Москвы на ее окраины, и так реализуется еще одна из задач «Здесь и сейчас». В «Парке Зарядье» можно увидеть «Мальчика-рыбака» Адиля Алиева, остальные работы размещены вдали от главных улиц столицы.
«Мальчик-рыбак» Адиля Алиева, «Парк Зарядье»
Для Адиля Алиева, выпускника МГАХИ им. Сурикова, отправной точкой его произведений часто служат его детские воспоминания. Его работы не оставляют зрителя равнодушными, отсылая их к собственным образам из детства. «Мальчик-рыбак» будет размещен в парковой зоне «Зарядья», а пока его можно увидеть в одном из залов «Парка Зарядья».
Не только москвичи могут видеть скульптуры талантливого автора, но и жители Финляндии и Китая. Скульптуры Адиля Алиева украшают берег острова Линтусало и площадь китайского городка Иу.
«Алфавитяне» Дианы Воуба, Культурный Центр ЗИЛ
Своеобразным переосмыслением идей русского авангардистского направления в архитектуре стала композиция Дианы Воуба в сквере перед Дворцом Культуры ЗИЛ. Возведенное по проекту братьев Весниных здание – яркий пример советского конструктивизма. Композиция Дианы Воуба «Алфавитяне» по духу соответствует этому течению: лаконичные конструкции, выстроенные по принципу «золотого сечения», ярким цветным пятном выделяются на сером фоне здания.
Диана Воуба – выпускница Тбилисской Академии художеств и Творческих Мастерских Академии Художеств СССР, ее работы есть в собраниях Российской Академии художеств и в Русском музее.
«Пути» Кирилла Стефанова, сквер у Культурного центра «Новослободский»
Яркий представитель уличного искусства, Кирилл Стефанов внес заметное разнообразие в геометрию плоского пространства на спортивной площадке между Сущевским валом и Новослободской улицей. «Пути» – так называется созданная им прямо на асфальте композиция. Множество линий переплетается в некий цветной лабиринт, по которому перемещаются люди на роликах и скейтбордах, дополняя плоскую композицию живыми объемными фигурами.
Стефанов известен своими муралами с изображениями Булгакова, Эйзенштейна и Прокофьева на фасадах обычных московских пятиэтажек.
«Заяц»Тёмы Сюлева, галерея «Беляево»
Еще один арт-объект, появившийся в рамках проекта «Здесь и сейчас», – огромный белоснежный заяц возле галереи «Беляево». Выпускник Художественного института имени Сурикова, Тёма Сюлев давно увлекается опытами по соединению биологического и механического. Точнее, он облекает живое в простые геометрические формы, ему нравится экспериментировать с функциональностью природных объектов.
Художник создает проекты в живом природном ландшафте в рамках известных фестивалей креативного творчества «Архфермы» и «Архстояния».
«Data Cloud» Виктора Полякова, КЦ «Салют»
Световая инсталляция «Data Cloud» Виктора Полякова – яркий пример произведения кинетического искусства. Зародившись в начале XX века, это направление получает все большее развитие в цифровом XXI веке. Создание арт-объектов не с помощью кистей и красок, а с использованием нестандартных материалов или технических приспособлений – в этом главное отличие кинетического искусства от классического. Картина, скульптура могут быть не только статичными, но и подвижными, изменяющимися, как природа вокруг нас.
Культурный Центр «Салют» на севере столицы послужил для дизайнера своеобразным полотном для его творения.
«Попутный ветер» Дмитрия Аске, Культурный Центр «Зодчие»
Дмитрий Аске работает в стиле русского неосупрематизма. Это яркость и прямолинейность форм, чистые цвета и лаконичность мысли. «В стрит-арте многие ориентируются только на визуальную составляющую, а в современном искусстве — в основном только на концептуальную. Давно уже идут разговоры, еще со времен Марселя Дюшана, что главное — идея, а исполнение — это уже второстепенное. А мне как раз хочется найти баланс между этими двумя крайностями.» – так видит художник свою задачу в искусстве.

Яркие и выразительные мозаики Дмитрия Аске украшают улицы Тулы, Самары, Владивостока, Нижнего Новгорода. Москвичи могут увидеть его панно в зале Ленинградского вокзала. Специально для проекта «Здесь и сейчас» художник создал арт-объект «Попутный ветер»: мальчик, запускающий бумажный самолетик. В работе угадывается аллюзия на работы периода советского соцреализма, садово-парковые скульптуры пионерских лагерей. В контексте пространства ДК «Зодчие» у метро «Молодежная» работа Дмитрия Аске стала элементом целостной композиции со зданием постройки 1960-х годов.
«Всеобъемлемость» Сергея Филатова, КЦ «Онежский»
Призер VII международной Премии 2018 года в области современного искусства «Premio COMEL» в Италии, финалист Международной премии 2020 года в области саунд-арта «Pow Solo Award» в Испании, член Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, саунд-художник Сергей Филатов представил на фестивале свою работу «Всеобъемлемость».
Около метро «Беломорская перед зданием КЦ «Онежский» можно познакомиться с необычным арт-объектом. Звуковые генерации этой инсталляции удивительным образом преобразуют звуковой ландшафт окружающего пространства, трансформируя его и наполняя новыми смыслами.
«Баланс» Петра Герасименко (Petro), ДК «Берендей»
Петр Герасименко (Petro), участник граффити-дуэта Aesthetics group, когда-то начинал с обычного городского граффити. Постепенно оттачивался индивидуальный стиль художника, сейчас в его работах четко просматриваются характерные элементы конструктивизма. «Абстракция бесконечна для воображения» – говорит Петр. В его работах нет каких-то конкретных персонажей, но гармония цвета и формы из плоского изображения рождает новое пространство.
Петр Герасименко – сокуратор и координатор различных биеннале и фестивалей уличного искусства. В 2013 году получил награду MOST Awards как художник года. На фестивале он представляет композицию «Баланс», которая имеет некоторое сходство с геометрическими построениями Эля Лисицкого, но выполнена в трехмерном варианте. В пространственном контексте архитектурного ландшафта перед Культурным Центром «Берендей» на проспекте маршала Жукова «Баланс» гармонично вписан в городскую среду.
«Лестница на Луну» Леонида Тишкова, КЦ «Москворечье»
Леонид Тишков – участник многочисленных выставок, куратор художественных проектов, работает в стиле постконцептуализма. Его работы хранятся в ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской Галерее, в Русском музее, в музеях современного искусства в Польши, Италии, США.
Работа художника, представленная на фестивале, называется «Лестница на Луну». Увидеть волшебную лестницу можно на крыше ДК «Москворечье». Как только стемнеет, здесь оживает сказка… «Все люди состоят из звездного вещества, все люди – часть космоса и содержат кусочки звезд», – говорит художник. Глядя на композицию художника, в это можно поверить.
«Портрет художника. Сборная модель» Александра Кашина, Дворец культуры «Капотня»
Как от непонимания перейти к сотворчеству? Свой метод предлагает художник Александр Кашин. Выпускник Института современного искусства Иосифа Бакштейна, участвует в фестивале с очень необычной работой «Портрет художника. Сборная модель». Это действительно сборная модель, здесь нет никаких рамок, четких направлений и рекомендаций. Зрителю предлагается почувствовать себя художником.
Арт-объект художника можно увидеть на площади перед зданием Дворца культуры «Капотня»










